Историко-культурный образовательный центр
«Морской корпус Петра Великого»


Инновационный образовательный формат в области истории, культуры и образования, на базе военно-образовательного учреждения высшего образования — направленный на ознакомление и профориентацию
учащихся для выбора будущей военно-морской деятельности, трансформацию выпускника школы в военного моряка, адаптацию обучающегося к новым условиям высшей школы, мотивацию курсанта на будущую профессиональную карьеру офицера Военно-Морского Флота России с привлечением ветеранов, выпускников и преподавателей, а также всех неравнодушных людей, радеющих за военное и светское образование в России, способствующих возрождению и развитию старейшего военно-морского учебного заведения страны.

И. П. Пшеничный «Отечества достойные сыны», 1995 год, х., м., 2,0 × 5,6
(из коллекции Морского корпуса Петра Великого)
«Был бы флот, а гавани найдутся».
Петр Великий
Царь всея Руси,
первый император Всероссийский

Объединение усилий общества для популяризации профессии военно-морского офицера, сохранения исторического и культурного наследия России, широкого вовлечения молодежи в подготовку военных кадров путем создания инновационного образовательного пространства для широкого круга людей, передачи традиционных знаний в области военно-морской истории, культуры и образования, проведения культурно-просветительских, историко-патриотических и научно-исследовательских мероприятий с привлечением государственных и общественных организаций, учебно-образовательных заведений, представителей культуры, науки, духовенства, предпринимательства и ведущих средств массовой информации.
Основные составляющие проекта, пространственное деление и
функциональное значение зон
  • историческая (сохранение исторических ценностей),
  • культурная (отражает направления деятельности выпускников, внёсших значительный вклад в мировую культуру, духовно-нравственное воспитание обучающихся)
  • образовательная (отражает основное предназначение Морского корпуса на протяжении более трёх веков).

Всё пространство может быть организовано по зонально-распределённому принципу с сохранением имеющихся и перераспределением отдельных объектов по новому назначению.

Общественные пространства
Пространство морской секции Русского географического общества при Главном командовании ВМФ. Пространство, которое даёт возможность проведения мероприятий в непосредственном соприкосновении с историко-культурным и образовательным комплексом ВМФ с «погружением» в прошлое, настоящее и будущее морской составляющей России.
Пространство общественных организаций ВМФ. Пространство, которое даёт возможность представителям общественных организаций военно-морской направленности общаться в неформальной обстановке при проведении различного рода мероприятий.
Духовное пространство. Храм Морского корпуса во имя Павла Исповедника и Святого праведного воина Феодора Ушакова, который необходимо восстановить в первоначальном виде, с размещением на его стенах мраморных досок с именами погибших и умерших выпускников, Георгиевских кавалеров так, как это было ранее (исторически).
Пространство детско-юношеских организаций. Досуговое пространство для развивающих игр, общения, организации внеплановых мероприятий. Один из самых актуальных способов обучения — обучение через впечатление. Основная задача этого пространства — зарождение интереса к истории, культуре, военно-морскому делу.
Пространство, расширяющее возможности парка «Патриот». Даёт возможность органично дополнить создаваемую Министерством обороны РФ единую сеть парка «Патриот» для большего круга лиц.
Пространство набережной Лейтенанта Шмидта для создания единого комплекса историко-культурных, познавательно-развивающих, спортивно-оздоровительных зон для жителей и гостей города Санкт-Петербурга. Условное зонирование включает объекты существующие (здание Морского корпуса, памятник И. Ф. Крузенштерну, филиал музея Мирового океана на ледоколе «Красин», музей «Подводная лодка С-189»), так и возрождённые (место швартовки и стоянки учебных катеров и плавсредств для осуществления практики и логистической связи с кораблями и судами в Кронштадте)
Образовательные пространства
Открытая студия. Студия с высококачественной видео-конференц-связью для организации контактов с образовательными площадками Санкт-Петербурга, других городов России или трансляции событий из Центра. Проведение интерактивных занятий на актуальные темы и привлечение внимания широкой общественности.
Аудитории для занятий, мастер-классов, творчества и т. д., поданные в «новом» технологическом формате (включая все аудитории других пространств и зон), в том числе студия морских фильмов «Море зовёт» им. капитана 1-го ранга Сергея Вячеславовича Апрелева (выпускника1973 года).
Командные пункты и боевые посты. Специально оформленные помещения, позволяющие обучающемуся «погрузиться» в виртуальное пространство корабля (подводной лодки) для ознакомления с основами корабельной организации, расположением командных пунктов и боевых постов всех боевых частей.
Плавательный бассейн. Первый зимний плавательный бассейн в Санкт-Петербурге (1914) может функционировать для обучения плаванию, формирования навыков по использованию индивидуальных и коллективных спасательных средств, а также для проведения соревнований по плаванию в обмундировании с автоматом.
Зал для спортивных игр и соревнований. Зал предназначен для занятий по физической культуре, проведения спортивных игр и соревнований. Обязательным атрибутом зала должны быть спортивные снаряды военно-морской направленности (для перетягивания каната, лазания по канату, подъёму и спуску по шторм-трапу на выстрел и борт корабля, тренажёры по гребле, метанию бросательного конца и т. д.).
Парадный двор для проведения воинских ритуалов. На Парадном дворе расположен памятник в честь фрунзенцев, погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, который стал центром мемориального ансамбля памяти выпускникам учебного заведения с размещёнными на стенах мраморными досками с именами погибших при выполнении воинского долга.
Исследовательские пространства
Лаборатория профессионально-психологического отбора и психолого-педагогического сопровождения, оснащённая оборудованием для проведения предварительного профессионального отбора абитуриентов, организации психолого-педагогического сопровождения курсантов в начальный период обучения, диагностики формирования личности будущего военно-морского офицера.
Лаборатория развития компетенций оснащена оборудованием для проведения научных исследований и проектов опережающего развития. Содержанием научно-практической деятельности обучающихся является совместное с научными руководителями освоение методов, принципов, способов и средств научного исследования. В качестве научных руководителей будут привлекаться учёные, докторанты и адъюнкты ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».
Музейно-выставочные пространства
Музей военно-морского образования, с сохранением элементов экспозиции с 1701 по 1917 год в имеющихся пяти залах, экспозицией советского периода и новейшей истории, памятниками (на Парадном, Минном дворах), мемориальными и памятными досками.
Картинная галерея и Голубая гостиная с сохранением в них старинных полотен и рассмотрением переноса современных в другие помещения для оформления тематических экспозиций.
Зал Боголюбова с сохранением размещения в нём полотен А. П. Боголюбова и возможностью включения информационно-интерактивной составляющей для изучения творчества великих художников-маринистов (В. В. Верещагина и др.), обучения основам живописи, экспонированием произведений медальера Ф. П. Толстого и др.
Адмиральский коридор с сохранением портретов выдающихся выпускников-флотоводцев и мореплавателей — Ф. Ф. Ушакова, П. С. Нахимова, М. П. Лазарева, Г. И. Бутакова, И. Ф. Крузенштерна и другими, дополнением портретами тех, кого там нет в настоящее время.
Исторический конференц-зал с дополнением информационного ресурса о выдающихся выпускниках учебного заведения — флотоводцах и мореплавателях.
Фонд редкой книги и читальный зал с дополнением информационного ресурса ЦВМБ, Президентской библиотеки для проведения мероприятий литературных объединений молодых писателей-маринистов, изучения творческого наследия выдающихся выпускников — К. М. Станюковича, В. И. Даля, Ф. П. Толстого, Л. С. Соболева, С. А. Колбасьева, В. В. Конецкого и других писателей, посвятивших свои произведения Российскому флоту.
Временные экспозиции различных проектов. Длительность экспонирования таких проектов не закреплена жёстко и может изменяться от одного-двух месяцев до полугода. Содержание таких проектов может быть посвящено междисциплинарным изысканиям и раскрытию смежных тем.
«Красный зал» и зал М. В. Фрунзе с галереей выпускников — выдающихся учёных, исследователей, конструкторов и т. д., дополненный информационным ресурсом с их научными достижениями и трудами.
Компасный зал с уникальной картушкой компаса и бюстами Магеллана, Колумба, Галилея, Коперника, дополненный бюстами философов (находившимися там ранее).
Героико-патриотические пространства с трансформацией
в пространства профессионального самоопределения
Галерея Героев, включающая портретную галерею выпускников Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, Героев России.
Аудитории (на базе имеющихся уже помещений в Галерее Героев), носящие имена выдающихся людей, связанных с историей учебного заведения, и отражающие основные специальности подготовки, предметы обучения, профессиональной деятельности, для проведения профориентационной работы, военно-патриотического воспитания и занятий с различными категориями обучающихся с широким информационным ресурсом.
Коммуникационно-событийные пространства

Зал Революции (с возможным возвращением первоначального названия — Столовый зал) для проведения танцевальных балов, театральных постановок, концертов.


Творческие мастерские. Театральная студия (восстановление традиций самодеятельного театра Музыкальной комедии ВВМУ им. М. В. Фрунзе), танцевальный репетиционный зал


Зал для оркестра (с экспозицией музыкальных инструментов военного оркестра), зал для хорового пения и вокала (поддержание традиций трио «МИК», восстановление традиций ВИА «Норд»). Помещения должны быть оборудованы современной фонотекой (из произведений выпускников — Н. А. Римского-Корсакова, записей арий Н. Фигнера, А. Смирнова, военно-морских сигналов, маршей, песен и т. д.).


Конференц-зона для проведения различных мероприятий, кинофестивалей; кинопоказы документальных и художественных фильмов с обсуждением; организация образовательных онлайн-курсов с дискуссиями; проведение научно-практических конференций, семинаров, чтений, квестов и т. д.
Реализация данного проекта позволит
  • Создать уникальное историко-культурное и образовательное пространство для развития детей и молодёжи в области военно-морской деятельности, их военно-патриотического воспитания.
  • Создать непрерывную научно и методически обоснованную инновационную образовательную систему, объединяющую ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» и учреждения дополнительного образования Санкт-Петербурга, а также учащихся и их педагогов.
  • Реализовать комплексный подход к индивидуальному процессу отбора, подготовки, а также индивидуальной мотивации обучающихся к получению военно-морского образования.
  • Способствовать привлечению высококвалифицированных педагогических кадров.
  • Способствовать увеличению количества учащихся, заинтересованных в получении военно-морского образования.
фото Анатолия Васильева