АРТЕФАКТЫ


Коллекция уникальных артефактов выпускников и преподавателей Высшего Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе (Морского корпуса Петра Великого), офицеров и курсантов военного (военно-морского) института ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Кузнецова Н.Г.", офицеров, преподавателей и кадет Навигацкой школы Первого Московского кадетского корпуса, ветеранов Военно-морского флота.

И. П. Пшеничный «Отечества достойные сыны», 1995 год, х., м., 2,0 × 5,6
(из коллекции Морского корпуса Петра Великого)
«Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание».
Владимир Иванович Даль
Лейтенант
Выпускник Морского кадетского корпуса 1819
Билет воспитанника Морского училища
Фактически это увольнительная записка кадета Морского училища, уволенного до 10 часов вечера 7 октября 1877 года (находится в частной коллекции)
Билет кадета Морского кадетского корпуса
Фактически это многоразовая увольнительная записка кадета Морского кадетского корпуса, 1892 года (находится в частной коллекции)
Модели кораблей, судов, маяков, строений и памятников
Книги об учебном заведении и выпускниках

В монографии представлены основные вехи становления и развития первого светского высшего военно-морского учебного заведения России как непрерывная цепь ярких достижений и свершений в его стенах и на море, в области науки, образования, культуры. Особое внимание уделено историческому значению деятельности учебного заведения через основной качественный показатель – воспитанников и выпускников, достигших выдающихся успехов, оставивших заметный след в истории России, ставших Героями нашего Отечества и навечно вписавших свои имена в географические названия на карте Мирового океана, в названия кораблей и судов флота. Предложены пути дальнейшего развития учебного заведения с опорой на его историко-культурную образовательную среду для воинского обучения и воспитания будущих офицеров флота. Книга предназначена для широкого круга читателей, занимающихся исследованиями в области морского наследия, военно-морского образования, воинского обучения и воспитания, военно-патриотической работой с молодёжью.
Малышев И.И., Зубрицкий Ю.А., Корнеев О.Ю., Кузинец И.М. и другие авторы.
Москва. Издательство "Международные отношения", 2022 г., 440 с.
ISBN 978-5-7133-1703-4

Читать онлайн



Живопись и графика



Форма одежды

В 1716 г. учреждается воинское звание – «Гардемарин», что в переводе с французского означает «морской гвардеец». Это звание было переходным от воспитанника (ученика) к чину Мичмана, который являлся младшим офицерским чином в Российском флоте с 1732 г. по 1917 г. Позднее, после 1752 г., воспитанников старших классов стали называть Гардемаринами. С тех пор Российский флот, начал комплектоваться исключительно из выпускников этого учебного заведения.В 1826 г. Корпус был приравнен к флотскому экипажу батальонного состава и состоял из гардемаринской, трех кадетских и одной резервной (малолетней) рот. Штат каждой роты составлял 101 человек, а в малолетнюю роту принимались воспитанники в 10-12 лет. В 1856 г. при корпусе был учрежден класс юнкеров флота. В 1861 г. были введены новые правила приема - конкурсные экзамены по семи предметам и испытания по плаванию. В Корпус стали приниматься юноши 14-17 лет. В связи с введением нового устава и с преобразованием в высшее учебное заведение Корпус с 2 июня 1867 г. стал именоваться Морским училищем. Срок обучения был сокращен до четырех лет. Курс подготовки включал одногодичный общий класс и три специальных класса. Кадеты после четырех лет обучения с мая по август проходили практику на кораблях Учебного отряда, по завершению практики им присваивалось звание Гардемарина, а после двухгодичного плавания они производились в Мичмана - первый офицерский чин. В 1875 г. срок обучения был увеличен до пяти лет, а возраст поступающих был снижен до 12 лет. Из старших кадет уже в 1882 г. была вновь создана гардемаринская рота, выпускники которой производились в мичмана. В 1891 г. Морское училище было вновь переименовано в Морской кадетский корпус с шестилетним сроком обучения: три общих кадетских и три гардемаринских специальных класса.




Фалеристика

В книгах В.Д. Доценко рассказано о нагрудных знаках и жетонах Российского Императорского флота 1696-1917 гг., Советского и Российского Военно-морского флота, вручаемых за окончание военно-учебных заведений, за подвиги и служебные отличия, в память о юбилейных датах и о заграничных плаваниях, за победы на гребно-парусных гонках и т.д. Помимо подробного описания знаков и жетонов приведен уникальный исторический материал, посвященный тем людям, кораблям, учреждениям и событиям, в честь которых данные знаки выпущены. Книги рассчитаны на коллекционеров, музейных работников, кинематографистов, художников и на читателей, интересующихся военной историей.

Издательство: Полигон

Город: Санкт-Петербург

Год издания: 2004

ISBN: 5-89173-189-4




Нумизматика и бонистика


Вымпелы учебного заведения
Великие русские путешественники. Под призмой филатуризма
Церемонии спецгашения почтового выпуска
(Москва, апрель 2023 г.)
13.04.23
Музей Морского флота
13.04.23
Лекторий штаб-квартиры РГО
18.04.23
Московский дом национальностей
19.04.23
Государственный океанографический институт имени Н. Н. Зубова
Филателия об учебном заведении и выпускниках
Серия "300-летие военно-морского образования в России"
Описание "Военно-морское образование в России"
№ 650-52 каталога почтовых марок РФ
А.Федулов. Офсет. Почтовый блок 110х130 мм. Рам. 12:12½. Тираж: 300 тыс.
Открытки



Музыка, гимны, песни, композиторы и певцы -
выпускники учебного заведения
Великий русский композитор, педагог, дирижёр, музыкальный критик. Общественный деятель. В 1856–1862 годах Н. А. Римский-Корсаков учился в Морском кадетском корпусе, по окончании которого был произведён в гардемарины. В 1862 году он познакомился с композитором Милием Балакиревым и стал членом его кружка, что оказало решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов. В кружок, позднее названный «Могучей кучкой», в разные годы, помимо М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова, входили Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, А. С. Даргомыжский. С 1862 по 1865 год Н. А. Римский-Корсаков на клипере «Алмаз» участвовал в экспедиции к берегам Северной Америки, в ходе которой посетил Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. С 1871 года он профессор консерватории; инспектор музыкальных хоров (духовых оркестров) Морского ведомства (1873–1884); одновременно — директор
Бесплатной музыкальной школы (1874–1881); помощник управляющего Придворной певческой капеллой (1883–1894). Он по праву считается создателем отечественной военно-оркестровой службы. Н. А. Римскому-Корсакову принадлежит громадная роль в развитии русской музыкальной культуры. Им создано 15 опер: «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Млада», «Ночь перед рождеством», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Боярыня Вера Шелога» (пролог к опере «Псковитянка»), «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Сервилия», «Кащей Бессмертный», «Пан воевода», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок» и около 20 симфоний и других музыкальных сочинений. Он также автор книг: «Летопись моей музыкальной жизни», «Практический учебник гармонии», «Ос-
новы оркестровки». Творчество Н. А. Римского-Корсакова проникнуто идеями патриотизма, народности, свободолюбия. Им составлен «Сборник народных песен». Его музыкальное и литературное наследие составляет важную часть русской национальной культуры. Н. А. Римский-Корсаков — создатель композиторской школы, воспитавшей свыше 200 учеников. Среди них: А. К. Глазунов, М. М. Ипполитов-Иванов, С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, С. И. Танеев; крупные деятели национальных музыкальных школ: Армении (М. Г. Екманян, А. А. Спендиаров), Грузии (М. А. Баланчивадзе), Латвии (А. А. Юрьян, Я. Витол, Э. Мелнгайлис), Литвы (К. М. Галкаускас), Украины (Н. В. Лысенко, Я. С. Степовой, Ф. С. Акименко), Эстонии (Р. И. Тобиас, А. Й. Капп).



Фотогалерея