ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА


История создания и развития старейшего военно-морского учебного заведения страны,
военного и светского образования в России

интерактивная картина И.И. Пшеничного "Отечества достойные сыны"

Великий Государь, Царь и Великий Князь Пётр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, ревнуя древле — бывшим Грекоправославным Пресветлосамодержа-внейшим Монархом, премудро управляющим во всяком устремлении Государствие Самодержавия своего и иным в Европе ныне содержащихся и премудро тщательно управляемых государствий Пресветлодержавнейшим Монархом же и Речи Посполитые управителем, указал Именным Своим Великого Государя повелением, в Государстве Богохранимыя Своея Державы Всероссийского Самодержавия: на славу Всеславного Имени Всемудрейшего Бога, и своего Богосодержимаго храбропремудрейшего царствования, во избаву же и пользу Православного Христианства, быть Математических и Навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению. Во учителях же тех наук быть Английския земли урождённым: Математической — Андрею Данилову сыну Фархварсону; Навигацкой — Степану Гвыну, да Рыцарю Грызу; и ведать те науки всяким в снабжении, управлением во Оружейной палате Боярину Феодору Алексеевичу Головину со товарищи, и тех наук ко учению усмотря избирать добровольно хотящих, иных же паче и во принуждением; и учинить неимущим во прокормление поденный корм усмотря арифметики или геометрии ежели кто сыщется отчасти искусным, по пяты алтын в день, а иным же по гривне и меньше, рассмотрев коегожда искусство учения. А для тех же наук определить двор в Кадагиеве мастерские палаты, называемой большой полотняной и об очистке того двора послать в мастерскую палату постельничему Гавриле Ивановичу Головину Свой Великого Государя указ, и, взяв тот двор и усмотрев всякия нужные в нем потребы, строить из доходов от оружейныя палаты. Подлинный указ за скрепою думного дьяка Автонома Иванова.
Великий Государь, Царь и Великий Князь
Пётр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец
14 января 1701 года, Москва
Согласно царскому указу в Навигацкую школу «велено было принимать детей дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов, от 12 до 17 лет». В 1701 году в Навигацкую школу поступило всего четыре человека. Уже в 1702 году в Навигацкую школу приняли 200 человек. Через несколько лет комплект учащихся Навигацкой школы увеличили до 500 человек в возрасте от 15 до 33 лет. Первый выпуск школы состоялся в 1705 году, её окончили 64 человека.

С момента основания Навигацкая школа находилась в ведении Оружейной палаты, подчинённой Пушкарскому приказу, которой руководил Ф. А. Головин. Под школу была выделена Сухарева башня со всеми строениями и землёй. В Военной энциклопедии Сытина сказано, что московская пушкарская школа заведена и построена стараниями А. А. Виниуса. Изначально школу возглавлял Яков Вилимович Брюс, в другом источнике указан Фарварсон.

Главным предметом обучения были математические и навигацкие науки (артиллерийские, инженерные, морские). Школа выпускала молодых людей во все роды оружия и службы, военные и гражданские, которые требовали некоторых научных знаний или просто знания русской грамоты. Таким образом, треть выпускников школы были, кроме моряков, инженеры, артиллеристы, учители в другие школы, геодезисты, архитекторы, гражданские чиновники, писари, мастеровые.

После смерти Ф. А. Головина в 1706 году школа перешла в ведение Приказа морского флота, а в 1712 году — в ведение Адмиралтейской канцелярии. Главный надзор за школой осуществлял граф Ф. М. Апраксин.

В 1715 году в Петербурге открылась Морская академия, а Навигацкая школа в Москве стала «приуготовительным училищем». Кроме учителей указом императора в августе 1715 года предписывалось перевести к октябрю из Москвы в Санкт-Петербург всех учеников старших классов. В Навигацкой школе остались лишь учащиеся начальных классов. В 1717 году начальником школы был назначен капитан Брунц.

Школу математических и навигацких наук расформировали в 1752 году после учреждения в Петербурге Морского шляхетного кадетского корпуса.
Сухарева башня в Москве, в которой размещалась Навигацкая школа с 1701 года
В 1715 году в Петербурге открылась Академия морской гвардии (Морская академия), а Навигацкая школа в Москве стала «приуготовительным училищем». Кроме учителей указом императора в августе 1715 года предписывалось перевести к октябрю из Москвы в Санкт-Петербург всех учеников старших классов. В 1715 году император собственноручно утвердил подробную «Инструкцию к Уставу Морской
академии в Санкт-Петербурге», в деталях регламентирующую строгий распорядок учёбы и жизни воспитанников. Академия была рассчитана на 300 учащихся.

Размещалась Морская академия в непосредственной близости от Адмиралтейства, в доме бывшего единомышленника Петра I, кораблестроителя и государственного деятеля А. В. Кикина. В 20-х годах XVIII века Морская академия, находившаяся тогда в ведении Адмиралтейств-коллегии, оказалась в крайне тяжёлом положении. Из-за недостатка денег пришлось приостановить строительно-ремонтные работы в её здании, задерживалась выплата жалованья преподавателям и воспитанникам. После личного вмешательства императора финансирование Морской академии несколько увеличилось и стало регулярным.

В организационном и строевом отношении воспитанники Морской академии разделялись на шесть бригад (отделений по 50 человек в каждом). Бригадами командовали строевые офицеры, назначавшиеся из гвардейских полков. Помимо бригад, в академии имелся отдельный класс геодезистов численностью 30 человек.

В 1716 году была учреждена гардемаринская рота («Морская гвардия»). Первый официальный комплект гардемаринской роты император утвердил в 1718 году. Её
численность тогда составила 300 выпускников Академии морской гвардии. Позже, в 1724 году, Пётр I установил число гардемаринов в 200 человек, а в 1729 году Адмиралтейств-коллегия сократила их численность до 144 человек. В строевом отношении гардемаринская рота являлась копией гвардейской со всеми присущими ей воинскими должностями и чинами. Время пребывания воспитанников в звании гардемарина было определено сроком в шесть лет и девять месяцев. Однако на практике последующее их производство в мичманы зависело не только от индивидуальных способностей, но и от их старшинства в списке роты, числа выполненных ими «морских кампаний» и от результатов аттестации каждого гардемарина капитаном военного корабля, к которому они на этот период были приписаны.

В 1732 году императрица Анна Иоанновна пожаловала для академии каменный дом князя Алексея Долгорукова на углу набережной Большой Невы и 3-й линии (ныне здесь здание Санкт-Петербургской Академии художеств). В последующем вопрос о надлежащем здании для академии продолжал периодически подниматься Адмиралтейской коллегией (в 1741, 1744, 1747 годах).

В 1752 году была преобразована в морской шляхетный кадетский корпус.
Начало Петербурга. Худ. И. П. Пшеничный, 2003 год (из коллекции Морского корпуса Петра Великого)
В декабре 1752 года Высочайшим указом Навигацкая школа в Москве и гардемаринская рота в Санкт-Петербурге были упразднены, а Морская академия преобразована в Морской шляхетный кадетский корпус. В Морской шляхетный кадетский корпус перевели дворянских детей из Навигацкой школы, Морской академии и гардемаринской роты. Имущество и учебное оборудование
упразднённых военно-морских заведений передали в распоряжение администрации Морского корпуса.

Новое военно-морское учебное заведение разместили в бывшем особняке генерал-фельдмаршала Б. X. Миниха. Дом располагался на углу 12-й линии Васильевского острова и набережной Большой Невы. В 1753 году состоялась торжественная передача бывшего дворцового особняка Миниха (вместе с домом Баратынского) новому учебному заведению — Морскому шляхетному кадетскому корпусу. С этого периода в бывших дворцовых апартаментах на долгие годы разместился Морской кадетский корпус.

Штат Морского шляхетного кадетского корпуса в 1752 году предусматривал обучение 360 человек, подразделявшихся в строевом отношении на три роты по 120 воспитанников в каждой, а в учебном — на три класса. Таким образом, состав каждой из трёх рот был смешанным. Строевая группа Кадетского корпуса состояла из воспитанников первого класса (гардемаринов) и двух кадетских — второго и третьего классов. Из общего числа воспитанников Корпуса 30 человек готовили к службе морскими артиллеристами и 30 — геодезистами.

В 1762 году император Пётр III своим указом распорядился из трёх столичных Кадетских корпусов (сухопутного, морского и артиллерийского) учредить одно военное учебное заведение. В июле реорганизация была завершена, но уже в августе новая российская императрица Екатерина II отменила этот указ и приказала «отделить Морской шляхетный кадетский корпус от сухопутного и быть ему отдельно, на основании прежнего штата».

В 1771 году, во время пожара, уничтожившего половину строений Васильевского острова, значительно пострадал и бывший особняк Миниха. По распоряжению Адмиралтейств-коллегии учащихся и личный состав учебного заведения срочно перевели в Кронштадт, где Морской корпус находился более двух последующих десятилетий в здании Итальянского дворца. Однако рескриптом императора Павла I в 1796 году Корпус вновь обосновался на старом месте в Петербурге.
Иван Айвазовский. Санкт-Петербург.
Галеон на набережной 1850
События Февральской и Октябрьской революций отразились на деятельности учебного заведения. По мнению начальника Главного Морского штаба Временного правительства В. Е. Егорьева, Морское училище должно было быть отнесено к разряду высших учебных заведений с трёхгодичным курсом специальных классов, переведённых на время войны на двухгодичный срок обучения.

После вынужденного месячного «домашнего ареста» большая часть воспитанников в начале апреля 1917 года возвратилась в Морское училище. В 1917 году в Морском училище всё же состоялись выпуск и производство в мичманы 147 старших гардемаринов.

Положение на фронтах Мировой войны вынудило администрацию морского учебного заведения Петрограда провести учебное плавание гардемаринов не на Балтике, а на Дальнем Востоке. В учебное плавание из Владивостока в ноябре
1917 года ушли 280 гардемаринов, 20 офицеров и 300 матросов.

Тогда же произошёл «раскол» учебного заведения с двухвековой историей, как и всего общества после двух революций 1917 года. 24 февраля (9 марта) 1918 года приказом Военно-морского комиссара Льва Троцкого Морское училище в Петрограде объявили расформированным.
В сентябре 1918 года на базе бывшего Морского училища были созданы Курсы командного состава флота. Комплектование курсов началось на учебном корабле «Пётр Великий», а в первых числах октября 1918 года слушателей перевели в помещение бывшего Морского училища. 10 октября 1918 года состоялось официальное открытие курсов.

В Советской России старейшее военно-морское учебное заведение страны, реорганизованное в Курсы командного состава флота, имело качественно новый принцип комплектования. Впервые в истории его двери открылись для выходцев из рабочих и крестьян. К 1 января 1919 года в списках курсантов числилось 448 слушателей, в основном бывших матросов — специалистов корабельной службы. Курсы состояли из шести отделов: штурманского, артиллерийского, минного, радиотелеграфного, электротехнического и механического. Недостаточный уровень подготовки слушателей потребовал создания общеобразовательных групп, в которых учились 247 человек, а остальные готовились в отделах по специальностям. Значительную часть преподавательского состава укомплектовали бывшими офицерами — преподавателями Морского корпуса. Наряду с начальником курсов
штатом предусматривался и комиссар. В 1919 году слушатели неоднократно прерывали учёбу, чтобы с оружием в руках защищать завоевания советской власти. Опыт работы курсов показал недостаточность четырёхмесячного срока для подготовки полноценных специалистов, увеличение же его сначала до шести, а потом до восьми месяцев также не обеспечивало решения задачи.


Командиры и учителя. Худ. И. П. Пшеничный, 1998 год
(из коллекции Морского корпуса Петра Великого)
В настоящее время учебное заведение по организационно-штатной структуре состоит из двух факультетов и одного отделения:
• факультет (штурманско-гидрографический и вооружения надводных кораблей);
• факультет вооружения подводных лодок;
• отделение средней военно-специальной подготовки.

Подготовка организована по семи специальностям высшего образования со сроком обучения 5 лет. Выпускникам выдаётся диплом государственного образца по гражданской специальности 26.05.04 «Применение и эксплуатация технических систем надводных кораблей и подводных лодок» с присвоением квалификации «инженер» и воинского звания «лейтенант».

В отделении средней военно-специальной подготовки осуществляется подготовка по четырём специальностям со сроком обучения 2 года 10 месяцев. Выпускникам выдаётся диплом государственного образца по гражданской специальности 27.02.04 «Автоматические системы управления» с присвоением квалификации «техник» и воинского звания «мичман».
  • Эксплуатация и ремонт технических средств навигации
  • Эксплуатация и ремонт систем управления и стартового оборудования ракетного вооружения подводных лодок
  • Эксплуатация и ремонт противолодочного, торпедного и минного вооружения надводных кораблей
  • Эксплуатация и ремонт противолодочного, торпедного и минного вооружения подводных лодок
К основным кафедрам ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», находящимся в штате учебного заведения, относятся:
  • кафедра устройства и живучести корабля;
  • кафедра организации повседневной деятельности, боевой подготовки и морской практики;
  • кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
  • кафедра иностранных языков.
Юность флота. Худ. И. П. Пшеничный, 2000 год
(из коллекции Морского корпуса Петра Великого)
Календарь памятных дат